Арахис — сказка с моралью в американском стиле

Джо, владелец ресторана, ставит рядом со стойкой бара контейнер с арахисом, надеясь получить чуточку больше прибыли в ходе обычного ведения бизнеса. С ним разговаривает бухгалтер-специалист по эффективности.

Специалист. Джо, ты сказал, что ты положил эти орешки, потому что некоторые люди их спрашивают, но ты понимаешь, сколько тебе стоит этот контейнер с арахисом?

Джо. Это ж будет не расход, а прибыль. Точно, с меня сдерут $ 25 за классный контейнер, но орешки обойдутся по 6 центов за пакет, а загоню я их за 10. Прикинь, для начала я продам 50 пакетов за неде­лю. За 12 с половиной недель контейнер окупится. Потом я получаю 4 цента с пакета чистыми. Чем больше продам, тем больше заработаю.

Специалист. Это доисторический и нереалистичный взгляд на вещи, Джо. К счастью, современные бухгалтерские методы позволяют полу­чить более точную картину, где видны все сложности этого дела.

Джо. Ну?

Специалист. Точнее говоря, эти орешки нужно рассматривать как неотъемлемую часть твоей деятельности и распределять на них соот­ветствующую часть накладных затрат бизнеса. Они должны покрывать соответствующую часть твоих расходов на аренду, освещение, аморти­зацию оборудования, оформление помещения, заработную плату твоих официанток, повара…

Джо. Повар? Да какое ему дело до орешков? Он и не знает даже, что я их купил…

Специалист. Смотри, Джо, повар на кухне, кухня готовит пищу, пища — это то, что привлекает сюда людей, а люди спрашивают ара­хис. Вот почему ты должен изъять часть выручки от продажи арахиса на покрытие заработной платы повара, как и твоей собственной зара­ботной платы. На этом листке показан проведенный самым тщатель­ным образом анализ затрат, который говорит, что сделка с арахисом должна принести тебе в точности $ 1278 в год, чтобы покрыть эти об­щие накладные расходы.

Джо. Арахис? $ 1278 на накладные? Это орехи-то?

Специалист. На самом деле даже немножко больше. Ты ведь тра­тишь каждую неделю деньги на мытье окон, на уборку помещения по утрам и покупаешь мыло для умывальника. Это увеличивает общий итог до $ 1813 в год.

Джо (задумчиво). Но продавец орехов сказал, что я на них заработаю… положи их в бар, говорит, и получишь 4 цента прибыли с пакета…

Специалист (фыркая). Он не бухгалтер. Ты вообще-то знаешь, сколько тебе стоит та часть бара, где будет стоять контейнер с орешками?

Джо. Ничего она мне не стоит. Стулья там не стоят… просто пустое место.

Специалист. Современная картина затрат не терпит пустоты. Твой бар занимает 60 квадратных футов, а приносит он $ 15 000 в год. Следовательно, квадратный фут площади, занимаемой контейнером с орешками, стоит $ 250 в год. Раз ты вывел эту площадь из бара, ты должен брать с «постояльца» плату на покрытие её стоимости.

Джо. Ты хочешь сказать, что я должен добавить еще $ 250 за орешки?

Специалист. Точно. Это увеличивает долю общих операционных затрат до $ 2063 в год. Теперь, если ты продаешь 50 пакетов орешков в неделю, эти затраты составят 41 цент на пакет.

Джо. Что?

Специалист. Очевидно, к этому нужно добавить покупную цену — 6 центов за пакет, так что в итоге будет 47 центов. Так что ты видишь: продавая арахис за 10 центов, ты теряешь 37 центов на каждый проданный пакет.

Джо. Сумасшествие какое-то!

Специалист. Вовсе нет. Вот цифры. Они доказывают, что твоя сделка с орешками себя не окупит.

Джо (оживляясь) А если я продам кучу этих самых орехов… тысячу пакетов в неделю вместо пятидесяти?

Специалист (терпеливо). Джо, ты не понимаешь проблему. Если объем продаж арахиса увеличится, твои операционные издержки вырастут… тебе придется держать еще больше пакетов, тратить больше времени, увеличится амортизация, все на свете увеличится. Основной принцип бухучета по этому поводу твердый: «чем больше объем операций, тем больше накладных расходов нужно на него распределить». Нет, увеличение объема продаж не поможет.

Джо. Ну ладно. Раз ты такой умный, скажи, как мне быть.

Специалист (снисходительно). Хорошо… для начала можно уменьшить операционные расходы.

Джо. Как?

Специалист. Переехать в здание, где арендная плата поменьше. Урезать заработную плату. Мыть окна раз в две недели. Подметать полы только по четвергам. Убрать мыло из умывальников. Уменьшить стоимость квадратного фута бара. Например, если ты можешь урезать свои затраты на 50%, это уменьшит сумму, относимую на орешки, с $ 2063 до $ 1051,5 в год, что уменьшит себестоимость пакета до 21 цента.

Джо (медленно). Это лучше?

Специалист. Намного, намного лучше. Однако даже тогда ты будешь терять 11 центов на каждый пакет, если будешь брать за них только 10 центов. Поэтому ты должен увеличить продажную цену. Если ты хочешь получить с каждого пакета 4 цента чистой прибыли, тебе придется брать 25 центов.

Джо (изумленно). Ты имеешь в виду, что даже после того, как я урежу операционные расходы наполовину, я все еще должен брать 25 центов за 10-центовый пакет орехов? Да нет на свете таких чудаков, сдвинутых на орехах! Кто их брать будет?

Специалист. Это второй вопрос. Дело в том, что цена в 25 центов основана на правильной оценке твоих уменьшившихся затрат.

Джо (с жаром). Смотри, у меня есть идея получше. Почему бы не выбросить эти орехи напрочь, в мусорное ведро?

Специалист. Ты можешь себе это позволить?

Джо. Ну конечно. У меня всего-то и есть, что 50 пакетов орехов… стоит доллара три… так что я потеряю $ 25 на контейнере, но я выкарабкаюсь из этого дохлого бизнеса — ни забот, ни хлопот.

Специалист (покачивая головой). Джо, все не так просто. Ты уже начал заниматься ореховым бизнесом! В тот момент, когда ты выбрасываешь орехи, ты добавляешь $ 2063 к себестоимости остальных твоих операций. Джо… смотри на вещи трезво… ты можешь себе это позволить?

Джо (сокрушенно). Это невероятно! То я зарабатывал деньги. Сейчас я попал в переделку… просто потому, что подумал, будто орехи в баре принесут мне прибавку к прибыли… ведь я думал, что 50 пакетов в неделю — так просто

Специалист (поднимая брови). Цель современной теории затрат, Джо, — развеять эти ложные иллюзии.

————————-

Сия познавательно-экономическая история почерпнута из глубин сети. Если кто-то знает автора — сообщите мне, пожалуйста.

Яндекс.Метрика